Как мы видели, у него мрачность, свойственная экзистенциальности, заметно нарастает, поскольку он представляет человека как сущность, которая имеет бытие не в себе или позади себя в качестве своего истока , но перед собой как нечто, что он должен настигнуть и схватить. В данном случае речь идёт о бытии, понимаемом как полнота возможностей, перед которым мы виновны или, согласно другому значению слова , являемся должниками. Почему это так, почему человек обречён судьбой любой ценой схватить эту всеохватывающую полноту, никак не объясняется. Мы сами объясним это, ещё раз повторив сказанное раньше, а именно, что подобный подход отражает ситуацию такого существа, которое всего лишь претерпевает проявление или пробуждение трансцендентности почти как принуждение, никоим образом не будучи свободным. Так обстоят дела у Хайдеггера. Невозможно представить себе более мрачной перспективы: В этом смысле концепцию жизни, присущую экзистенциализму Хайдеггера, можно охарактеризовать при помощи понятия, использованного Бернаносом:

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней.

Смерть — необратимое прекращение жизнедеятельности организма, неизбежный естественный конец существования живого существа Уже на ранних этапах развития человеческого об-ва формируются социальные нормы, регламентирующие как формы общения с умирающим человеком, так и способы захоронения тела умершего. Одновременно в мифологической форме происходит осознание смысла С.

Развитие античной философии как формы рационального в противоположность мифологическому осмысления наиболее общих проблем человеческого существования позволило глубже подойти к пониманию С.

Человек есть мере человек, в какой он экзистирует». Элементы структуры человеческого бытия, экзистенции, Хайдеггер Призванный рассудить их Сатурн решил: Юпитер получит после смерти человека его душу. Но такой страх предметен, имеет конкретную причину, это «дитя заботы».

Поиск по рефератам и авторским статьям Анализ концепций смерти в философии С. Хайдеггера Анализ концепций смерти в философии С. Взаимозависимость жизни и смерти Мысль о переплетенности жизни и смерти очень стара. Всему на свете приходит конец - это одна из жизненных истин, так же как и то, что мы боимся этого конца и должны жить с сознанием его неизбежности. Стоики говорили, что смерть - самое важное событие жизни и научиться хорошо жить - это значит научиться хорошо умирать.

Психологически смерть и жизнь переходят друг в друга. Нам достаточно и минуты размышлений, чтобы понять, что уже рождаясь, мы находимся в процессе умирания и в начале заложен конец. Практически каждый большой мыслитель думал и писал о смерти; многие приходили к заключению, что смерть - неотъемлимая часть жизни и, постоянно принимая ее в расчет, мы обогащаем жизнь. Как говорит Ирвин Ялом, американский психотерапевт,"физически смерть разрушает человека, но идея смерти спасает его".

В своей книге"Экзистенциальная психотерапия" Ирвин Ялом пишет:

Цитаты о Жизни и смерти: Хоть головой мотнуть утвердительно или отрицательно Толстой Л. И если бы не было конца, то есть если бы в нашем мире была дурная бесконечность жизни, то смысла в жизни не было бы. Смысл лежит за пределами этого замкнутого мира, и обретение смысла предполагает конец в этом мире Бердяев Н. Каждый поступок предполагает этот выбор Фромм Э.

Советский атеизм пытался ввести всякий страх, включая и страх смерти, . ли объективное бытие независимо от субъективного, то есть можно ли.

Другое Человек неизбежно находит себя внутри ситуации, и своим жизненным проектом противостоит этой ситуации. Когда человек использует вещи, устанавливает социальные отношения, это само по себе удерживает его на уровне фактов. Процесс утилизации проникает в язык, который вырождается в пустословие анонимной экзистенции с ее аксиомой: Анонимная экзистенция пытается заполнить образовавшийся вакуум, прибегая ко все новому опыту, — в итоге она тонет в любопытстве.

Помимо пустословия и курьезности неподлинную экзистенцию характеризует двусмысленность. Ситуативная индивидуальность, упокоившаяся в Стр. Тем слышнее становится голос совести, взывающей к подлинному существованию, онтологическому не оптическому , экзистенциальному плану, где уместны поиски смысла бытия.

Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней: От романтизма до наших дней

Не следует ли тогда феноменологию, желающую решать проблемы объективного бытия и выступать в качестве философии, заклеймить позором трансцендентального солипсизма? Я не случайно привел его слова в эпиграфе — мы к ним еще вернемся. Правда, нет, наверное, более занудного автора — засыпаешь на второй странице. Итак, здесь простым и незатейливым слогом я перескажу сюжеты двух книг, заложивших фундамент и величественное в своей безнадежной красоте и жестокости здание экзистенциализма.

Не пройдя в своем развитии стадию экзистенциализма, разбивающего все надежды и опоры, всякую веру, оставляющую тебя наедине с холодным молчащим Космосом — переживать драму собственной жизни, и драму всего живого, - не стать, имхо, взрослым человеком.

Ведь мы иной раз, будучи врачами и повидав не одну смерть, иногда пасуем и бытие человека, и что кроме настоящей жизни есть жизнь загробная. Страх смерти есть только сознание неразрешенного противоречия жизни.

Когда человек использует вещи, устанавливает социальные отношения, это само по себе удерживает его на уровне фактов. Процесс утилизации проникает в язык, который вырождается в пустословие анонимной экзистенции с ее аксиомой: Анонимная экзистенция пытается заполнить образовавшийся вакуум, прибегая ко все новому опыту, — в итоге она тонет в любопытстве. Помимо пустословия и курьезности неподлинную экзистенцию характеризует двусмысленность.

Ситуативная индивидуальность, упокоившаяся в Стр. Тем слышнее становится голос совести, взывающей к подлинному существованию, онтологическому не оптическому , экзистенциальному плану, где уместны поиски смысла бытия. Совесть отвлекает нас от самолюбования, призывая вглядеться в тайные закоулки души, в то, что нельзя утаить от себя. Экзистенция, как мы уже знаем, есть бытие-в-возможности, на чем основано самопроектирование и трансцендирование человека.

Однако любой проект затягивает нас в болото мирского и вещного. По сути дела это значит, что проекты и выбор эквивалентны. Я могу посвятить жизнь работе, науке, обогащению, чему угодно другому, но человеком остаюсь, лишь выбирая одну возможность либо другую. По этой причине, не имея возможности избежать выбора, человек на что-то решается и непременно рассеивается в неподлинной экзистенции.

И все же среди множества возможностей есть особая, уйти от которой ни одно живое существо не властно. В самом деле, я могу расходовать собственную жизнь, как мне заблагорассудится:

Биологический, религиозный и философский аспект понимания смерти

Философия Киркегора носит религиозный, христологи—ческий характер, хотя по форме изложения она более походит на свободное философствование, чем на богословие. В противоположность этому философия Хайдеггера одушевлена прежде всего метафизическим пафосом. Но не следует думать, что Хайдеггер идет по следу Декарта, провозгласившего:

Мелани Кляйн считает, что страх смерти лежит в корне всех о том, что Ничто – есть наше Бытие. Но смерть – это закономерная и.

Если бы мы были внимательней и мужественней, то смерть была бы нам родной, близкой и привычной. Митрополит Антоний Блюм Смерть - это стрела, пущенная в тебя, а жизнь - то мгновение, что она до тебя долетит. Смерть - исконная философская тема, такая же широкая как жизнь. Может быть, она не всегда явно звучит у того или иного мыслителя, но всегда является внутренней пружиной философских размышлений. Отношение к смерти, смысл смерти - основа решения мировоззренческих вопросов: Самосознание, отличительная человеческая особенность, неразрывно связана с осознанием собственной смертности.

Не даром философы разных времен и народов вслед за Цицероном повторяют, что философия есть помышление о смерти. Тема эта имеет множество аспектов и ракурсов рассмотрения, коснемся некоторых из них. В самом общем смысле, под смертью понимают прекращение жизни, переход организма в неорганическое состояние.

Страх смерти.

Именно это имели в виду стоики, когда говорили: Сантаяна выражает это так: Страх смерти имеет огромное значение в нашем внутреннем опыте: Это темное, беспокоящее присутствие, притаившееся на краю сознания. В раннем возрасте ребенка глубоко поглощает вопрос смерти; преодоление мучительного страха уничтожения — фундаментальная задача его развития.

Ма ртин Ха йдеггер (нем. Martin Heidegger [ ma ti n ha d ]; 26 сентября , . Понимание бытия само есть бытийная определенность тут-бытия. . (бытия-к-смерти) Хайдеггера во многом основывались на размышлениях бытие", и"заброшенность-в-мир", и маркирующая роль" страха".

Явление, говорит Хайдеггер, как"явление чего-то" означает не обнаружение самого себя, а извещение о чем-то таком, что само себя не обнаруживает и непосредственно обнаружить не может. Явление указывает на нечто, лежащее за ним - сущность, а феномен - на самого себя. Феномен сам по себе есть цель познания, его познания - непосредственное; в отличие от опосредованного, дискурсивного познания оно есть скорее интуитивное.

Такой философский метод значительно ближе к художественному способу рассмотрения мира, чем к научному. Хайдеггер постоянно подчеркивает, что научное мышление, идущее от явления к скрытой за ним сущности, существенно отличается от философского, который рассматривает истину как"открытость","нескрытость" бытия, то есть феноменологически.

Основная мысль герменевтической феноменологии Хайдеггера - это мысль о человеческом существовании как исходном моменте осмысления всего сущего. Эта мысль развертывается в учении о"бытии человека". Для неподлинного существования, по Хайдеггеру, характерны следующие черты: А подлинное существование, по Хайдеггеру, характеризуется следующими чертами: Этот страх не есть боязнь чего-то конкретного. Страх как в основе своей страх смерти раскрывает перед человеком новую перспективу - смерть.

Основная идея экзистенциализма - существование предшествует сущности.

§ 51. Бытие к смерти и

Всему на свете приходит конец — это одна из наиболее самоочевидных жизненных истин, так же как и то, что мы боимся этого конца и тем не менее должны жить с сознанием его неизбежности и своего страха перед ним. Стоики говорили, что смерть — самое важное событие жизни. Научиться хорошо жить — это значит научиться хорошо умирать, и наоборот, уметь хорошо умирать значит уметь хорошо жить. Ту же мысль выразил св. Невозможно оставить смерть умирающим.

И что смерть есть нечто серьезное, это можно заключить уже из того, что и может грозить ему, это смерть, величайший страх - это страх смерти. .. И даже все бытие или небытие этих отдельных существ.

Бытие к смерти и повседневность присутствия Выявление повседневного среднего бытия к смерти ориентируется на ранее полученные структуры повседневности. В бытии к смерти присутствие отнесено к себе самому как отличительной способности быть. Но самость повседневности это люди, конституирующиеся в публичной истолкованности, выговариваемой в толках. Они и должны тогда обнаруживать, каким способом повседневное присутствие толкует себе свое бытие к смерти. Фундамент толкования формируется всякий раз пониманием, которое всегда бывает также расположенным, то есть настроенным.

Как люди, понимая, относятся к наиболее своей, безотносительной и не-обходимой возможности присутствия? Какая расположенность размыкает людям их врученность смерти, и каким образом? Публичность обыденного общения"знает" смерть как постоянно случающееся происшествие,"смертный случай". Тот или этот, ближний или дальний"умирает".

Незнакомые"умирают" ежедневно и ежечасно. Как такое она остается в характерной для повседневно встречного незаметности. Люди заручились для этого события уже и толкованием. Проговариваемая или чаще затаенная"беглая" речь об этом скажет: Анализ этого"человек смертей" недвусмысленно обнажает бытийный род повседневного бытия к смерти.

Европейский экзистенциализм

Ученик Риккерта, он в г. Спустя несколько лет Гуссерля пригласили преподавать во Фрейбург, и Хайдеггер последовал за ним в качестве ассистента. Хайдеггер, признавший нацизм, назначен ректором Фрейбургского университета хотя он и недолго оставался на этом посту.

Смерть есть возможность бытия, которую человек всяки должен взять Страх – сущностный экзистенциал человеческого бытия.

Экзистенциальное учение в творчестве Мартина Хайдеггера. Экзистенциализм, в различных формах, нашёл свое отражение в философии Росси, Германии, Франции, Испании. К наиболее ярким представителям данного направления относят М. В экзистенциализме каждый рассматривается как субъект вне детерминирующего воздействия объективного социального мира, формирующего индивидуальность человека, и зачастую, в безразличном состоянии к событиям, происходящим в обществе в большей степени последнее характерно для западных представителей экзистенциализма.

Мартин Хайдеггер немецкий философ. В х годах творчество Хайдеггера утрачивает экзистенциальную направленность. Интересно, что Хайдеггер в последние годы своего творчества старался полностью отрицать свою причастность к экзистенциализму.

Страх смерти - основной инстинкт!