Твитнуть Хочу отметить, что статья — просто огромная. То есть, таких тут немного на Послезавтра. Но я всё же решусь публиковать ее полностью потому, что мне она показалась очень интересной. И да, по непонятным причинам после слов"выставку", как я не стараюсь, отступ. Подредактируйте, кто знает как Впервые на русском знаменитая статья Мейера Шапиро, самого значительного американского искусствоведа-марксиста первого поколения. Молодой Мейер Шапиро в

Изобразительное искусство. Психология восприятия зрительных образов.

Еще один подход к данной проблеме можно найти у Юнга К. Он соотносил эмпатию с экстравертной установкой сосредоточенность на внешних объектах , а абстракцию с интровертной установкой сосредоточенность на внутреннем мире. В веке психология и живопись одновременно стали осваивать сферу бессознательного. В психологии появились визуальные тесты Роршаха, Люшера , использующие цветовые и зрительные ассоциации, связанные с абстрактным пятном.

В свою очередь художники абстракционисты с их"дегенеративным искусством" стали прочно ассоциироваться в сознании обывателей с психическими отклонениями.

Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, помимо когнитивных способностей, музыка развивает эмоции, улучшает попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, . Страх, ужас, ненависть проснутся в другое время, в другом месте.

Ницше При классификации произведений современной живописи принято использовать традиционные названия стилей и направлений: Особенно характерно подобное деление для больших баз данных, размещаемых в Интернете. Не касаясь качества живописи, отметим, что упомянутая классификация в значительной мере является упрощением, формирующим стереотипы, которые отнюдь не способствуют непосредственному восприятию живописи. У англичан есть поговорка: Нечто подобное происходит и с классификацией современной живописи.

Строго говоря, названия стилей и направлений в искусстве относятся к определенному временному периоду и к ограниченному кругу художников в контексте исторических событий, выставок, деклараций и манифестов. В дальнейшем художественное направление уже не существует в чистом виде, а становится часть живописного языка. Возможно, что, когда С. Порой классификация принимает курьезные формы. , , который назывался"Советский импрессионизм".

Эти картины, принадлежавшие Русскому Музею, непонятным образом оказались в американской коллекции в приснопамятные годы правления А.

Критика философского и эстетического обоснования абстрактного искусства

Абстракция и одухотворение Вильгельм Воррингер — с по год преподавал в университетах Берна, Бонна, Кенигсберга, с по — в Галле. Противник фашизма, гуманист, автор книги о Кете Кольвиц Мировоззрение Воррингера сформировалось под влиянием философии жизни Зиммеля и Бергсона. Исследовал искусство Древнего Востока, готики, барокко. Опираясь на концепцию художественной воли А.

Но в основном искусство борется с собственным восприятием мира. пытывает такой страх перед своим ясным ви- дением . позволяя «улучшать » шедевры классического .. восприятии абстрактного искусства не нуж- дается и.

Ход урока Конец 19 - начало 20 века — время художественных поисков и экспериментов. Появляются новые образы, а также неизвестные средства художественной выразительности. Всё чаще встречаются синтез искусств, смешение стилей, жанров, видов искусства, эксперименты с формой, цветом, композицией. Появляются стилевые направления — символизм, модерн, стилевые течения авангарда — фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, сюрреализм и так далее.

Самым необычным из всех этих течений считается абстракционизм, который вызывает множество вопросов: Попробуем в этом разобраться.

Абстрактный» танец и его восприятие

Художникам, как поэтам, издавна дано дерзать на все, что угодно. Искусство предоставляет идеальную возможность исследовать рассмотренную ранее непрерывно взаимотворящую систему человек-мир в виде реально существующей регулируемой модели. Искусство — это зеркало, в котором человек видит себя в окружающем мире, точнее сказать видит образ себя в картине мира.

Все эти страхи переходят один в другой и сливаются в еди- ный общий и он довольно тонко заметил, что со временное восприятие искусства так натренировано на абстрактное в искусстве, что даже все изобразительные что работа от этого не улучшается, более того – она все время ухудшается.

Несоответствие реальности порождает вариативность трактовок изображений на холсте. Но готов ли зритель предпринять попытку понять посыл? Один из главных теоретиков абстракционизма и величайший художник Василий Кандинский дает следующую характеристику: Внутри он подчиняется общим законам космического мира. Так, рядом с миром природы появляется новый мир искусства, очень реальный, конкретный мир. Живопись художников начала века оценить по этим критериям, действительно, практически невозможно.

Итак, художник отказывается от копирования формы в пользу демонстрации идеи. Вот какой позиции относительно этого вопроса придерживается американский художник Стюарт Дэвис: Любые усилия иллюстрировать природу обречены на провал. Такое искусство предлагает зрителю абстрагироваться от окружающих нас предметов жизни, заглянуть за оболочку, изучить идею, которая является главной составляющей абстракционизма. Но эта эпоха сменилась, произошел скачек в миропонимании и позиционировании искусства.

Восприятие любого художественного произведения зависит от желания зрителя найти ключи, открывающие послания автора или стремления ориентироваться в культурных кодах.

Страх обостряет восприятие искусства

Молодой Мейер Шапиро в Мы публикуем до сих пор не переводившуюся на русский статью знаменитого американского искусствоведа и критика Мейера Шапиро , самого значительного автора из первого поколения американских марксистов и социологов искусства. Опубликованный в журнале в году, этот текст появился на фоне больших московских процессов, когда нью-йоркские интеллектуалы переживали период разочарования в советском проекте, и как раз тогда, когда произведения европейского авангарда, импортированные в Америку в качестве необходимого атрибута современности, проходили процесс активной музеефикации.

Американские искусствоведы учились рассказывать об авангарде истории, пробуя разные нарративы, и самым перспективным из них был тот, в котором авангард, и прежде всего, абстракционизм, служил эмблемой предельной индивидуальной свободы западного человека, выраженной в беспредметной живописи как в финальном достижении развития независимого творческого духа. Но, что важней, он стал первым серьезным критиком готовящегося восторжествовать формалистического подхода, в рамках которого абстрактное искусство рассматривалось как говорящее только о собственных цветах и формах, зовущее только к немому восхищению и пассивному созерцанию.

Шапиро вообще последовательно спорил с любыми сортами спекулятивной метафизики в анализе произведений:

при восприятии неопределенного стимула (абстрактного искусства). отбросить страхи, иметь смелость принять решение и быть .. пришли к выводу, что эстетическое переживание, порождающее поток, повышает качество.

Искусство и визуальное восприятие Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие сокр. Его работы переведены на многие языки и получили широкую популярность среди теоретиков искусства, эстетиков, искусствоведов и педагогов. Известность Арнхейма не является случайной. Она отражает действительное значение этого ученого, внесшего весомый вклад в исследование психологии искусства и художественного восприятия. В своих работах Арнхейм обращался к самым разнообразным проблемам, к самым различным аспектам изучения искусства.

Ему принадлежат исследования по проблемам кино, поэзии, архитектуры, скульптуры и даже хореографии. В его работах большое внимание уделяется проблемам эстетики, истории искусства и художественной критики. Но основная, ведущая тема исследований Арнхейма — проблемы психологии искусства. С этими проблемами связана вся творческая биография ученого. Рудольф Арнхейм родился в году в Берлине. Уже в молодости, заинтересовавшись психологией, он поступает в Берлинский университет, где в то время преподавал один из основателей гештальтпсихологии Макс Вертхеймер.

Воррингер В. Абстракция и одухотворение

В данной статье представлен отечественный и зарубежный опыт по развитию художественного восприятия у юных посетителей в условиях музея. Акцент сделан на приобщении детей и молодежи к современному искусству искусству ХХ века , так как у большинства неподготовленных зрителей произведения авангардистов и поставангарда вызывают отрицательную реакцию. В статье показаны прогрессивные подходы к развитию художественного восприятия, разработанные А.

Также в ней сформулированы принципы, на которые следует опираться в процессе развития художественного восприятия у посетителей музея:

геометрической сетью,"исправляя и улучшая" наше восприятие. Здесь безусловное отличие мышления абстрактного от примитивно-конкретного. неуверенность, экзистенциальный страх сопутствуют поискам"выхода": жизнь Erotica Mystica · Ужас · Общество · Философия · Рассказы · Искусство .

Владимир Бранский Абстракционистский идеал и метод Как уже отмечалось в начале предыдущего раздела, критика конструктивистских рационалистических тенденций в модернистском искусстве могла пойти и по пути, отличном от сюрреалистического - можно было потребовать отказа не от рациональности предметной реальности, а от предметной реальности вообще и замены её, так сказать, некой беспредметной реальностью.

Другими словами можно было пойти не по пути"абсурдного" преобразования наблюдаемой реальности, а по пути бегства от этой реальности. Философским основанием для такого подхода были, главным образом, интуитивизм Бергсона с его учением о"жизненном порыве" как первооснове всего существующего, постигаемой только"интуицией", энергетизм Оствальда с его идеей о первичности энергии относительно материи вещества и антропософия Штейнера с её концепцией скрытых экстраспиритуальных способностей человека.

Понятие жизненного порыва в соединении с идеей первичности энергии относительно материи приводило к представлению о духовной энергии космоса, рождающей порядок из хаоса, как основе мироздания. Эта энергия не может адекватно проявиться в устойчивых вещественных предметах, которые благодаря их инертности и пассивности являются её антиподом Ср. О духовном в искусстве. Поэтому идеалом мироздания становится совокупность дематериализованных декубстанциализированных явлений, то есть освобожденных от вещественного субстрата.

В них указанная космическая энергия, так сказать, бьет ключом, проявляя себя явно. Символом этой энергии у Кандинского стала синяя лошадь Лошадь - символ движения ассоциация у Кандинского с его игрушечной лошадкой ; синий цвет - символ небесного происхождения энергии движения; круг - символ бесконечности и вечности , а впоследствии круг. Идеальный, чисто"энергетический" мир, естественно, формирует свой идеал человека.

В качестве такового выступает сверхдуховный, или экстраспиритуальный человек - сгусток скрытой психической энергии, удовлетворяющей в духе антропософских представлений о человеке следующим двум условиям: Он проявляет эти способности и делает скрытую энергию явной в процессе своеобразной"беспредметной" деятельности - стирания противоположности между объективным и субъективным, реальностью и фантазией.

Вы точно человек?

Полный текст Пейзаж как вид живописи выступает своеобразным проективным тестом, проецирующим личность художника и его доминирующие психические состояния. Поэтому хотя принято говорить о восприятии живописи, объектом изучения в нашем исследовании выступает сложный конгломерат духовных исканий, осмысления бытия и поиска адекватного символа для его выражения художником и прочтения этого послания, восприятие и понимание его зрителем.

Психологический анализ живописи Р.

Способность к наблюдению относится к общему восприятию и озарений, у вас начнет получаться настоящее искусство. пространственного восприятия, абстрактное мышление; как вышеперечисленного, улучшается кратковременная и образная Свобода и страх самовыражения.

Моне, Дега, Ренуара и их друзей обвиняли в том, что они отказались от реалистичного изображения в пользу передачи ощущений. Некоторые работы могут погрузить зрителя в глубокие экзистенциальные переживания или экстатический транс — чаще всего такое происходит с картинами Марка Ротко и объектами Аниша Капура, но подобный эффект могут оказывать и работы неизвестных художников. Хотя эмоциональный контакт важнее всего, отказываться от чтения этикеток и знакомства с историческим контекстом не стоит: Прочитав биографию художника, заботливо подготовленную для вас кураторами музея, спросите себя, какое значение могло иметь это произведение в той стране и в то время, когда работал его автор: Притормозите Всегда лучше уделить внимание нескольким приглянувшимся вам работам, чем пробежать по музею галопом, пытаясь объять необъятное.

Неспроста именно абстрактные техники чаще других используют в арт-терапии:

Абстрактное Искусство Это